Слушая ветер в парусах
Без рубрики
Следующий день состязаний в заливе Сагами подтвердил, по существу, прежнее соотношение сил. Вновь жаркий спор за лидерство в классе «Звездный» разгорелся между Пинегиным, Кноулзом и Таллбергом. Советская яхта «Тайфун» отлично приноровилась к океанской волне. Сила ветра достигала пяти с половиной баллов. Часто менялось направление ветра, и каждый раз «Тайфун» оказывался на главном направлении.
— Есть ли у вас особые секреты в достижении победы? — спрашивали новички у Пинегина.
— А я слушаю ветер в парусах, — ответил он. — Стоит ему чуть-чуть изменить свою «песню», мы ложимся на другой курс…
На сей раз яхта Пинегина пришла к финишу первой. Экипаж СССР стал лидером по сумме двух гонок. Чемпионы мира — американцы — были лишь на восьмом месте…
Вновь добились явного преимущества в классе «Финн» два гонщика — В. Кувайде и П. Баррет. Забегая вперед, скажем, что эти яхтсмены до самого конца олимпийской регаты «выясняли свои отношения», оставаясь в числе трех сильнейших. Но чем ближе была развязка, тем ощутимее становилось превосходство экс-чемпиона мира Кувайде. Наш яхтсмен А. Чучелов не мог оказать сопротивление фаворитам. Весь ход олимпийского сезона оказался для него слишком напряженным — целое лето он вел острейший спор за путевку в Токио с киевлянином В. Манкиным. И решен был этот спор лишь в самую последнюю минуту, что, конечно, наложило свой отпечаток на подготовку спортсмена. К тому же Чучелов плохо изучил японскую яхту «Финн», которую, согласно положению, хозяева воды предоставили всем участникам состязаний.
И в классе «Летучий голландец» наш экипаж был не на высоте, финишировав тринадцатым. Совершенно очевидно, что при таких результатах, как седьмое и тринадцатое места, следовало в последующих гонках идти только на выигрыш. Соперники у А. Шелковникова были весьма сильные, но обыграть их, как выяснилось, было можно. Вторую гонку быстрее всех закончил англичанин К. Мусто, фаворит многих европейских регат. Но итальянец М. Капио все еще оставался лидером.
Другой английский экипаж с рулевым М. Пэрри выиграл состязания на «Драконе» и возглавил список фаворитов. Ю. Шаврин пришел девятым и проигрывал лидеру уже более 1000 очков. Разрыв солидный.
Еще слабее выступил в классе «5,5-метровый» опытный рулевой К. Александров — одиннадцатое место. Здесь успех по-прежнему сопутствовал итальянцу А. Страулино. Но появились и два новых лидера — 53-летний австралиец В. Нортхэм и чемпион США Д. Макнамара. Вплотную к ним подошел и чемпион Олимпийских игр 1956 года Л. Торн (Швеция). Все эти гонщики составили большую четверку, которая и оспаривала золотую медаль в течение всех последующих дней.
Кульминацией олимпийских состязаний в заливе Сагами суждено было стать третьей гонке. Она проводилась в условиях шторма. Океан разбушевался не на шутку, и многие яхты получили повреждения.
Особенно драматичной была судьба советского «Тайфуна», на котором выступали Пинегин и Шутков. Умелый старт позволил им возглавить длинную цепочку «звездников». Позади осталась большая часть дистанции. Проигрывая 100 метров нашему экипажу, его преследуют яхтсмены США. И в этот момент ломается мачта на советском судне. Лидеры уже видели финиш, но не могли его достичь. Авария вывела их из строя и принесла лишь 101 очко вместо 1200. Потеря обидная. Как показал дальнейший ход гонок, настроить яхту на прежний лад было невозможно, да и кто обвинит их в этом. Ходовые качества судна с новой мачтой ухудшились, и олимпийским чемпионам в дальнейшем пришлось уступить победу соперникам с Багамских островов.
Не повезло и другому нашему экипажу. А. Шелковников на «Летучем голландце» тоже потерпел аварию, и это сразу отбросило его на семнадцатое место по сумме трех гонок. Плохо выступили А. Чучелов (двадцать второе место) и К. Александров (десятое место).
Единственным утешением был успех нашего рулевого Ю. Шаврина в классе «Дракон». Заняв второе место после американцев, советский экипаж перебрался на общее пятое. Но разрыв по сравнению с лидером почти не сократился — около 900 очков …
Чтобы выправить положение, нужны были только победы. Чистые победы, дающие максимальное количество очков. Однако их оказалось недостаточно. Было, например, у Чучелова третье место. Но оно вывело его среди мастеров класса «Финн» лишь на пятнадцатое общее. Было у Шелковникова четвертое. Но оно позволило ему перебраться только на одиннадцатое общее место. Было у Пинегина пятое. Но оно тоже не давало шансов на медаль, потому что его главные соперники неизменно финишировали в первой тройке, хотя всего участвовало 17 экипажей.
После четырех гонок у яхтсменов наступил антракт — перерыв на три дня. Этот отдых был необходим всем участникам — усталость давала себя знать особенно заметно после штормовой погоды.